1 сентября 1969 года распахнула свои двери для ребят, живущих в микрорайоне рабочего поселка города Кохма, средняя школа № 2.
Почти два года строилась школа, и работали в основном молодые, так как это была ударная, молодежная, комсомольская стройка. Школа была сдана вовремя. И вот …1 сентября 1969 года – праздник! Линейка, первоклассники, цветы… Школе присваивается порядковый номер 2. За школьные парты впервые в новой школе сели 757 учеников, среди них 121 первоклассников, самых-самых первых. А в 1971 году школу покинули 38 ее первых выпускников.
Приняла школу в свои надежные руки Лепахина Евдокия Кирилловна, её первый директор, участник Великой Отечественной войны, Заслуженный учитель России.
Начинать было чрезвычайно трудно. По воспоминаниям Е. К. Лепахиной, школьную мебель завозили в июле-августе. Поскольку учеников в школе еще не было, для разгрузки и расстановки парт и столов обращались к жителям «Рабочего поселка», и люди приходили, помогали, советовали. Шло комплектование педколлектива. Именно они, первые учителя, в далеком 1969 году стали своим беззаветным трудом, своей преданностью профессии писать историю второй школы. В одном из первых приказов мы можем увидеть имена 34-х учителей, из которых был создан первый педагогический коллектив. Среди них Склянкина Э.Н., Шиманова Г.Н., Романовская О.П., Опарина И.Ф., Сенатова Н.А., Голубкин В.П., Струнникова Л.Н., Смирнова В.М., Подскребкин П.В., Маслова Р.М. и другие.
Энтузиазм учителей, стоявших у истоков школы, первых учеников позволил решить важнейшие задачи: оформление школы, создание наглядных пособий, формирование кабинетной системы, традиций. В работу, помимо администрации, активно включились комсомольская организация, пионерия.
С первых лет существования школы педагоги активно участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, эстафетах и праздниках – постепенно формировался творческий учительский коллектив, самостоятельный почерк школы №2. Несмотря на постоянную отчетность, загруженность рутинной работой, все в работе горели, трудились с самоотдачей. Школа была в первых рядах по многим показателям: успеваемости, спорту, туризму и методической работе. На базе школы проводилось множество семинаров районного и областного значения, что придавало учителям школы уверенность в себе и гордость за коллектив, в котором не было равнодушных.
Чтобы в школе было тепло и уютно, чтобы исправно функционировали хозяйственные системы здания, много бессонных ночей провёл второй директор Герман Илларионович Бутрин, который возглавил школу в 1970 году Настоящую мужскую закалку он получил в послевоенное время. С 15 лет служил юнгой на минном тральщике, который очищал воды Дуная. Под руководством Германа Илларионовича школа ставит перед собой задачу – воспитание у учащихся активной жизненной позиции, формирование «чувства долга». Много внимания уделяется культуре поведения, проходят тематические вечера, организуются месячники по предметам.
С 1973 года школу вновь возглавила Лепахина Е.К.
История школы тесно связана с историей страны, родного края, города. Старые фотографии повествуют нам о том, что школа жила очень яркой, интересной жизнью. Сборы пионерской дружины, комсомольские собрания, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы художественной самодеятельности, линейки, посвященные началу учебного года и празднику последнего звонка, работы на совхозных полях по сбору урожая, спортивные соревнования, производственная практика на хлопчато-бумажном комбинате, туристические походы, многочисленные экскурсионные поездки, самый первый экзамен у выпускников о сочинение по литературе, которое писали в школьной рекреации. Все это и многое другое стало неотъемлемой частью истории.
С 1986 года школой руководила Новосадова Нина Васильевна, «Отличник народного просвещения», проработавшая в должности директора двадцать восемь лет.
В это период времени создается клуб ВСТК «Ровесник» под руководством Михайлова М. В., клуб самодеятельной песни, создается школьный музей. Вышли за рамки школы многие мероприятия тех лет: слет ветеранов комсомольского и пионерского движения, грандиозные праздники, посвященные Великой Победе. Вся школа, от мала до велика, в те годы жила ритмами вальса, кадрили, мазурки, польки. Многие призовые места в районных конкурсах были у школы № 2.
Активно развивалось военно-патриотическое и физическое воспитание: обустраивается тир, полоса препятствий, стадион, оформляется кабинет военного дела, который признается лучшим в районе. Регулярно организуются смотры строя и песни, идет сдача норм ГТО, проводится игра «Зарница». Продолжает работать военный спортивно-технический клуб «Ровесник»: подростковый клуб, где мальчишки изучают основы военного дела, осваивают азы военно-прикладных видов спорта, готовятся к службе в вооруженных силах.
В школе зарождаются новые традиции: многодневные походы, начинает свою работу военно-полевой лагерь «Гардемарины». Лагерь являлся единственным в области профильным палаточным лагерем. Именно в эти годы закладывается фундамент будущих многочисленных побед спортсменов школы в соревнованиях различного уровня. За последние два десятка лет она прочно закрепила за собой звание самой спортивной школы города.
В1996 году школа стала победителем в областном смотре-конкурсе «Школа года». В 2006 году - победителем регионального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, обладательницей гранта, позволившего одной из первых в области оснастить школу современным оборудованием. В 2007 году школа одержала победу в конкурсе «Лучший школьный сайт». В 2009 году у школы серебро в областном смотре - конкурсе в номинации «Территория образовательного учреждения».
С 2014 года руководителем школы становится Соловьев Алексей Васильевич. Высокие показатели качества образования, высокий творческий потенциал учителей и учеников, освоение и внедрение новых технологий, педагогических новаций сделали школу привлекательной и достойной уважения.
За время работы школы педагогический коллектив, учащиеся принимали участие во многих соревнованиях и конкурсах, о которых говорят многочисленные дипломы и грамоты.
Вот некоторые из них: диплом лауреата конкурса «Школа года» - за педагогическое мастерство, творческий поиск и высокие результаты в обучении и воспитании учащихся. Благодарность Российского фонда мира «за активное участие в работе фонда на ниве миротворчества и благотворительности, за сердечие и бескорыстие». Школе присвоено звание лауреата национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Коллектив школы награжден дипломом «За значительный вклад в будущее российской науки, воспитание подрастающего поколения и успехи в детском конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».
За более чем пятьдесят лет из стен школы вышло немало выпускников, получивших достойное образование, ставших отличными специалистами в разных отраслях.
За всеми этими победами – огромный труд сплоченного педагогического коллектива учащихся, неравнодушных родителей.